Содержание
Основным фактором просветления является исследование сознания, изучение своей методов действия природы. Порой нам свойственна тенденция удовлетворяться своей пассивной ролью в практике, ограничиваясь принятием на веру слов учителя или мыслей, вычитанных из книги. Практика предполагает неудовлетворённость знанием из вторых рук или чужим мнением. Оно заявляет «Я должен сам увидеть и разобраться, в чём состоит истина». Что делает человека истинным наследником Будды, что делает его Буддой, так это смелость и готовность смотреть прямо и честно в мир своего тела, сердца и ума, не полагаясь на то, что объявляют истиной другие, кем бы они ни были.
Уровни изучения
Должный уровень изучения сознания предполагает смелость. Это означает открытое признание неведомого нам и готовность подвергнуть анализу глубочайшие вопросы, которые, словно бросая вызов, ставит перед нами жизнь.
Дон Хуан говорит, что лишь будучи воином духа, человек может вынести все тяготы пути познания. Практика требует отваги, и в то время как для людей обыкновенных жизнь лишь простая вереница радостей и проклятий, для других, немногих, мужчин или женщин, пожелавших пойти тропой познания, жизнь (и практика) есть постоянный вызов и постоянное испытание. Дух исследования позволяет нам пристально вглядываться в существо любого переживания и быть с ним, присутствовать в том же пространстве.
По мере того как развивается практика, мы можем проходить через периоды сомнений, обескураженности и боли, вплоть до того, что в душе воцарится ночь. Мы, несомненно, будем проходить через пытку анализа могучих энергий алчности и страха, гнева и печали. Взвалив на себя задачу понять свой ум и сердце и освободить их, мы должны научиться наблюдать каждое из многих открывающихся перед нами царств и возникающих состояний.
Не исключено, что во время сидения в медитации перед нами явится видение собственной смерти или деспотически измучит привязанность к чему-нибудь или кому-нибудь либо разовьётся страх за себя, а то и ужас перед самим собой. В любом случае наша задача остаётся неизменной исследовать все эти условия и вскрывать закономерности их действия.
Каждый опыт преподаёт урок сознания учит нас пониманию кармы, демонстрирует закон переходности всего, показывает, отчего возникает страдание, и указывает путь к освобождению.
Интеллектуальность исследования сознания
Вникание в истинную природу ума и сердца не является процессом интеллектуальным. Здесь речь о методах. Пока нет озарения по поводу того, кто же мы есть в глубине глубин, ум наш заключён в темнице. Когда мы вступаем в тёмную комнату и не видим ясно её обстановки, естественно, возникает сомнение и замешательство не наткнусь ли я сейчас на какой-нибудь предмет? Шагнуть ли дальше или остановиться? Точно в таком же замешательстве мы оказываемся по отношению к содержанию нашего опыта, а порой нас охватывает парализующее сомнение. Однако при успехах нашего исследования всё озаряется вдруг ярким светом. Мы входим в тёмную, комнату и наше замешательство рассеяно его лучами.
Через какое-то время, пройдя через разные ситуации в своей практике, мы почувствуем в себе окрепший интерес. Но в той же мере, в какой этот дух изучения погружает нас в глубины, где мы созерцаем сами элементы, образующие наше тело и сознание, он может и раздвинуть поле зрения практики до горизонтов анализа наших взаимоотношений со всеми аспектами окружающего нас мира. Мы научимся направлять пафос познания в каждую сферу четырёх оснований осознанности. В зрелой фазе практики мы будем анализировать свои привязанности и идеалы, силы своего разума, свободу в отношениях с людьми, семейные узы и профессиональную деятельность, все области своей жизни.
Такому изучению помогает мудрое размышление, общение с мудрыми людьми и, естественно, возникающие вопросы, подсказанные искренним побуждением дойти, до истины. Этот путь поиска далёк от того уровня вопросов, когда мысль топчется в замкнутом логическом круге, нет здесь места и тщеславию.
Когда исследовательский элемент проявляется чрезмерно, то он приводит к излишней логичности, а само исследование оказывается раздроблённым и потерянным в дискурсивных операциях ума. И наоборот если очень слаб аналитический элемент, мы попадаем в плен слепой веры. Чтобы дело шло оптимально, необходимо сочетание обоих условий
- Во-первых, уверенности или веры в достижимость пробуждения и,
- Во-вторых, пристального исследования, проникающего в механизм того, как это фактически может быть сделано, а это означает доверие к показаниям своего разума.
Факторы исследования сознания
Традиционная практика требует от практикующего человека периодически обозревать все элементы исследования сознания. В данном упражнении задайтесь целью держать в лучах осознанности во время ваших сидений в медитации, наличие работающих в настоящий момент факторов сознания. Выберите для работы с ними как объектами перебора и последовательного всматривания определённый период в две три недели из непрерывного ряда ваших ежедневных медитаций.
Можно иначе в период интенсивного развития определяйте для этой цели одну сидячую медитацию каждый день. В середине каждого сидения, во время относительно хорошего внимания, проверьте, какие из семи элементов присутствуют, а также какие из них сильны и какие слабы.
Отмечайте то, что видите, без оценок и суждений. Спросите себя, слаб или силён в данной практике элемент осознанности. Какие из трёх возбуждающих факторов наличествуют в данный момент?
- Энергия и усилие
- Исследование
- Восторг
- Интерес
Присутствует ли здесь энергия и усилие? А исследования? А восторга и интереса? Отметьте, до какой степени или силы поднялся каждый из этих элементов.
Затем понаблюдайте за тремя стабилизирующими факторами.
- Концентрация
- Спокойствие
- Невозмутимость
Присутствует ли концентрация? Если да, то слаба она или сильна? А спокойствие? А невозмутимость и равновесие? Какие из факторов сейчас работают? Какие отсутствуют?
Иногда в фокусе самого акта осознания этих качеств они набирают силу и степень своего присутствия. Отметьте и это, если таков случай. Факторы просветления суть качества личности, возникающие при стечении определённых условий.
В течение тех недель, когда вы будете следить за ними, осознайте и выделите дни их особенной силы и дни их заметного отсутствия. Осознайте блокирующие их условия. Постарайтесь установить, каким образом вам удаётся в своей практике повышать уровень этих качеств и питать их.
[ads-mob-2]