Разновидности Йоги
Таким образом, существует одна большая йога, которая имеет различные аспекты для
разных типов людей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей,
характера, физических данных и склада ума для практических целей должен применять
не какое-то одно изолированное от других направлений, а их комбинацию.
Все направления йоги в конечном итоге должны привести к сверхсознанию, но оно
невозможно без приведения кундалини к Сахасраре (7-й чакре, проецирующейся на вершине
темени).
С этой точки зрения карма-, бхакти– и гьяна-йоги должны включать в себя методы
кундалини-йоги для достижения конечной цели.
Человек активный и волевой в качестве психической основы выберет себе карма-йогу.
Эмоциональный человек будет развивать чувство любви и предпочтет бхакти-йогу.
Интеллектуальные личности предпочитают мышление, и им более подходит гьяна-йога.
Лайя-, мантра– и раджа-йоги также находятся в тесном переплетении друг с другом
и кундалини.
Особого внимания заслуживает взаимная связь между хатха-йогой и раджа-йогой, тем
более что в практической основе они малоразличимы.
Хатха-йога в большой степени имеет дело с физическим телом, но на завершающем
этапе она немыслима без некоторых методов раджа-йоги. Последняя имеет дело с
умом и психикой, но ее практическое освоение основывается на некоторых важных
положениях хатха-йоги. Кундалини-йога объединяет их обе, но не полностью,
разумеется.
Хатха-, кундалини– и раджа-йогам предпочитается традиционный 8-ступенчатый путь
совершенствования: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и
Самадхи (аштанга-йога).
В «Йога-сутре» Патанджали (11, 30, 32) говорится о том, что непричинение вреда,
правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и непринятие даров – это Яма.
Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, изучение и поклонение ишваре
составляют Нияму.
АСАНА – это не ритмичные движения и не обычная гимнастика, а специальные позы (положения
тела), основная особенность которых заключается в удержании их в течение
определенного времени без усилий. Чем дольше удерживается поза, тем больший
эффект она производит.
ПРАНАЯМА означает способ проникновения в тайну праны, или жизненной энергии, и
овладение ею. Кто осознал прану, тот ощутил сердце космической жизни и активности.
ПРАТЬЯХАРА – это отвлечение от чувств. Как считают йоги, истинная духовная или
внутренняя жизнь для человека начинается только тогда, когда он преуспевает в
Пратьяхаре.
Чувства не могут действовать без помощи ума. Если отсоединить его от них, то
отвлечение чувств произойдет автоматически.
ДХАРАНА – это концентрация и сосредоточение. Индийские учители различают 2 вида
концентрации: экзотерическая и эзотерическая. Экзотерическое значение заключается
в сосредоточении духа на отдельной мысли, идее или действии, при этом внешние
воздействия исключаются. Эзотерический же смысл концентрации означает
сосредоточение духа на своем «я» или «я есть», а все мысли, относящиеся к телу,
исключаются, остается лишь высшая область души.
ДХИАНА – это медитация, более высокая «плотность» мысли, направленная на определенный
предмет. Медитация как метод характерна для всех направлений йоги:
• бхакти-йог размышляет об избранном божестве;
• раджа-йог – о высшей сущности природы;
• гьяни-йог – о своем «я»;
• хатха-йог – о чакрах.
Самадхи – это состояние сверхсознания, единение с богом. Оно не поддается
описанию. Это полное блаженство, радость и гармония.
Карма-йога в конечном счете развивает силу воли и твердость характера, которые
действуют на кундалини так же, как концентрация и медитация.
Хатха-йога воздействует на кундалини путем направления жизненных токов к различным
центрам этой системы.
Раджа-йога и гьяна-йога усиливают и пробуждают кундалини путем развития
концентрации.
Бхакти-йога пробуждает кундалини путем медитации, так как усиливающаяся любовь к
божественному идеалу призывает кундалини.
Мантра-йога усиливает кундалини путем применения особых мантр в сочетании с
концентрацией на чакрах.
В лайя-йоге пробуждение кундалини осуществляется путем последовательных
концентраций на чакрах.
В основе любых названных выше методов лежат 2 процесса – познание и практика.