Разновидности Йоги

Таким образом, существует одна большая йога, которая имеет различные аспекты для

разных типов людей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей,

характера, физических данных и склада ума для практических целей должен применять

не какое-то одно изолированное от других направлений, а их комбинацию.

Все направления йоги в конечном итоге должны привести к сверхсознанию, но оно

невозможно без приведения кундалини к Сахасраре (7-й чакре, проецирующейся на вершине

темени).

С этой точки зрения карма-, бхакти– и гьяна-йоги должны включать в себя методы

кундалини-йоги для достижения конечной цели.

Человек активный и волевой в качестве психической основы выберет себе карма-йогу.

Эмоциональный человек будет развивать чувство любви и предпочтет бхакти-йогу.

Интеллектуальные личности предпочитают мышление, и им более подходит гьяна-йога.

Лайя-, мантра– и раджа-йоги также находятся в тесном переплетении друг с другом

и кундалини.

Особого внимания заслуживает взаимная связь между хатха-йогой и раджа-йогой, тем

более что в практической основе они малоразличимы.

Хатха-йога в большой степени имеет дело с физическим телом, но на завершающем

этапе она немыслима без некоторых методов раджа-йоги. Последняя имеет дело с

умом и психикой, но ее практическое освоение основывается на некоторых важных

положениях хатха-йоги. Кундалини-йога объединяет их обе, но не полностью,

разумеется.

Хатха-, кундалини– и раджа-йогам предпочитается традиционный 8-ступенчатый путь

совершенствования: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и

Самадхи (аштанга-йога).

В «Йога-сутре» Патанджали (11, 30, 32) говорится о том, что непричинение вреда,

правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и непринятие даров – это Яма.

Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, изучение и поклонение ишваре

составляют Нияму.

АСАНА – это не ритмичные движения и не обычная гимнастика, а специальные позы (положения

тела), основная особенность которых заключается в удержании их в течение

определенного времени без усилий. Чем дольше удерживается поза, тем больший

эффект она производит.

ПРАНАЯМА означает способ проникновения в тайну праны, или жизненной энергии, и

овладение ею. Кто осознал прану, тот ощутил сердце космической жизни и активности.

ПРАТЬЯХАРА – это отвлечение от чувств. Как считают йоги, истинная духовная или

внутренняя жизнь для человека начинается только тогда, когда он преуспевает в

Пратьяхаре.

Чувства не могут действовать без помощи ума. Если отсоединить его от них, то

отвлечение чувств произойдет автоматически.

ДХАРАНА – это концентрация и сосредоточение. Индийские учители различают 2 вида

концентрации: экзотерическая и эзотерическая. Экзотерическое значение заключается

в сосредоточении духа на отдельной мысли, идее или действии, при этом внешние

воздействия исключаются. Эзотерический же смысл концентрации означает

сосредоточение духа на своем «я» или «я есть», а все мысли, относящиеся к телу,

исключаются, остается лишь высшая область души.

ДХИАНА – это медитация, более высокая «плотность» мысли, направленная на определенный

предмет. Медитация как метод характерна для всех направлений йоги:

• бхакти-йог размышляет об избранном божестве;

• раджа-йог – о высшей сущности природы;

• гьяни-йог – о своем «я»;

• хатха-йог – о чакрах.

Самадхи – это состояние сверхсознания, единение с богом. Оно не поддается

описанию. Это полное блаженство, радость и гармония.

Карма-йога в конечном счете развивает силу воли и твердость характера, которые

действуют на кундалини так же, как концентрация и медитация.

Хатха-йога воздействует на кундалини путем направления жизненных токов к различным

центрам этой системы.

Раджа-йога и гьяна-йога усиливают и пробуждают кундалини путем развития

концентрации.

Бхакти-йога пробуждает кундалини путем медитации, так как усиливающаяся любовь к

божественному идеалу призывает кундалини.

Мантра-йога усиливает кундалини путем применения особых мантр в сочетании с

концентрацией на чакрах.

В лайя-йоге пробуждение кундалини осуществляется путем последовательных

концентраций на чакрах.

В основе любых названных выше методов лежат 2 процесса – познание и практика.