Для освоения концентрации на различных объектах важным этапом является концентрация на мысли, это позволяет использовать в качестве объекта собственные мысли, которые так отвлекают на начальных этапах освоения медитации. Первый шаг развить к ним совершенно безразличное, бесстрастное, отстранённое отношение, таким образом, подготовив основу для уничтожения той эгоистичности, разрушение которой является целью медитации.
Техника отделения
Когда мысли проплывают в уме, спрашивайте у них: «Вы чьи?» и когда приходит ответ, который и должен прийти: «Не твои». Начните думать о них безразлично и лишь отмечайте, что вот теперь в вашем уме возникла идея о ком-то или желание того-то, что она приходит в уме и выходит из ума, и наблюдайте спокойно и бесстрастно этот беспрестанный процесс.
Отмечайте, как образы текут мимо в непрерывной последовательности, каждая из них вытекает из предыдущей, причём перед мысленным взором они предстают связанными только по две. Посредством такого бесстрастного изучения течения мысли вам станет легче контролировать поток отвлечённых размышлений, когда вы захотите сконцентрироваться на чем-нибудь. Однако это упражнение, если начать его практику преждевременно, заключает в себе ту опасность, что ум ещё недостаточно, научившийся концентрироваться, может направиться за какой-нибудь приятной мыслью как ребёнок, увязавшийся за незнакомым человеком на улице.
Отсюда вытекает, что при выполнении этого упражнения необходим активный и вполне внимательный ум, который, наблюдая за течением мыслей, не привяжется ни к одной из них. На последующей стадии можно вернуться к этому упражнению и использовать его как концентрацию на непостоянстве, на природе сознания, и может быть нестабильности личного «Я».
Этому упражнению родственно другое, в котором каждая мысль намеренно прослеживается обратно к её источнику. Прослеживая нежелательные мысли до их источника, человек вытаскивает все подавленные желания и эмоции на обозрение сознанию, где их можно в свете холодного анализа сразу и окончательно уничтожить, если они не слишком запутанные и не слишком глубоко укоренившиеся.
Все своё внимание следует уделить нынешнему моменту. Мы, в некотором смысле, являемся творением наших собственных прошлых действий, но при этом мы должны быстрее идти к цели, постоянно двигаясь вперёд, а не задерживаясь для того, чтобы оглянуться назад.
Концентрация с «объектом» и без «объекта»
Низшая и высшая группы джхан (способов духовной практики) в некоторой степени соответствуют концентрации с «объектом» и без «объекта». В концентрации с «объектом» ум использует определённый объект, даже если это какой-то абстрактный идеал, например, мысль, используемый в качестве фокуса сознания. В медитации без «семени» нет такой фокусной точки, ни объективной, ни субъективной, поэтому, по-видимому, этот опыт лучше отнести к разделу освобождения. В медитации с «объектом», даже если медитация успешно утихомиривает внешние волны и ощущения, и таким образом, делает из ума медитирующего зеркало, в котором можно увидеть истинную мудрость тем не менее эти подавленные идеи и ощущения остаются в виде тенденций, которые вновь появятся в уме, когда интенсивность медитации спадёт.
Это «семена привычки энергии», названные семенами ввиду того, что они воспроизводятся в уме до тех пор, пока не будут окончательно разрушены. В высших сферах сознания эти бывшие объекты внимания утрачивают свою способность прорастать и, следовательно, увлекать сознание в мир форм. Поэтому ученик рано или поздно должен научиться уничтожать все объекты, какую бы тонкую форму они ни имели, так как только таким способом ум достигнет «вакуума восприятия», который предшествует просветлению.
Безмолвная пауза
Эта пустота, которая в то же самое время является позитивным, горячим, динамическим устремлением сознания вверх, достигнув своих предельных высот, ждёт, «покоясь в чистом ожидании». Это пустота бдительного ожидания, а не пустота предстоящей спячки. Если ваш ум не будет находиться в таком состоянии, то его пустота сама по себе опасна. Она ведёт к медиумизму и одержимости. Вам можно разумно стремиться к пустоте только тогда, когда вы дисциплинировали ум так, что он может в течение длительного времени удерживаться на одном пункте и оставаться бдительным, когда этот пункт устраняется.
Этот «пункт в гуще условия» как бы является венцом, всех предыдущих усилий и прелюдий к грядущим завоеваниям. Это парящее спокойствие в безмолвии кажущейся пустоты, пустота, которая наполняется только тогда, когда субъект и объект, познающий и познаваемое, сольются воедино.
[ads-mob-2]
Не совсем понял, как избавляться от объекта концентрации? если не на чем концентрироваться, то это не концентрация, а наоборот, рассредоточение получается