Как тело, так и разум требуют внимания к себе и пробуждения заложенных в них возможностей, и йога удовлетворяет этим требованиям, ибо она создаёт все, что реально необходимо для индивидуума с рациональной системой, доказанной и опробованной в практике на протяжении сотен лет, медитация и концентрация являются частью этой системы.
Когда кто-либо самоуверенно ссылается на свою способность к медитации и концентрации это указывает на недостаточное знание предмета, т. к. многие, кто делает такое заявление, ссылаются на поверхностные усилия в течение короткого промежутка времени, тогда как, несмотря на простоту процесса в смысле техники его исполнения, он будет сопряжён с трудностями при более интенсивных и длительных занятиях.
Медитация как езда на велосипеде
При концентрации на предмете лучше всего начинать медленно, причём напряжённая концентрация в течение тридцати секунд предпочтительнее трехминутной неконтролируемой и неустойчивой.
Задерживайте ваше внимание на розе до тех пор, пока вы не сможете рассказать любому о каждой её черте, а со временем даже с закрытыми глазами — роза будет так чётко отпечатана у вас в памяти, что она представится вам как живая, как будто вы все ещё смотрите на неё.
Относитесь к упражнениям как к игре и делайте попытки между делом в течение всего дня: ожидая автобус либо сидя в ожидании еды за столом. Не теряйте это время в праздных мечтах, но сознательно направляйте вашу мысль на какой-либо предмет, и вскоре вы обретёте восхитительную способность управлять своим разумом.
Езда на велосипеде считается одним из наиболее приятных времяпрепровождений, и здесь открывается превосходная аналогия с данным предметом, поскольку трудности начального этапа во многом схожи. При первой попытке поехать на велосипеде начинающего охватывает страх, что он упадёт: его сознание прыгает от ног на педалях к рулю, делается сверхчеловеческое усилие, чтобы враз все усвоить, теряется контроль и ездок падает наземь. Но после постоянных и упорных тренировок обучающийся замечает, что едет на велосипеде с лёгкостью, а прежние отчаянные усилия концентрироваться на многообразии связанных с велосипедом моментов, кажутся теперь забавным прошлым.
Спросите опытного велосипедиста, думает ли он, когда едет по дороге о седле, педалях, переднем колесе, о руле и он ответит отрицательно. То же самое происходит, когда мы учим наш разум медитировать и концентрироваться. Если тренирующийся пытается силой удержать концентрацию на предмете, но при этом одновременно думает о том, удобно ли ему или нет, о том — получается у него концентрация, или нет — то предмет ускользает из сознания и теряется.
Медитация и концентрация
Тренирующийся заставляет свой мозг выполнять определённую работу, и то, что случайному наблюдателю может показаться пустой тратой времени, является для первого ценностью и пользой. При регулярном выполнении эта процедура подготавливает разум к медитации.
Обращайтесь с этими мыслями предельно осторожно, ибо, когда они возникают и вы стараетесь их подавить их энергия возрастает, вступает в силу «закон обратного напряжения» и концентрация теряется. Вместо этого, допускайте такие мысли, соглашайтесь с ними, а затем ловко уводите их в сторону, чтобы все время преобладала основная тема. Успеха в этой процедуре можно добиться только практикой.
Способность удерживать внимание лишь на одном объекте, независимо от внешних воздействий, называется по-разному, но одно из самых подходящих названий — унифокальная медитация, т. е. однофокусная, или однообъектная медитация, которая удерживает внимание лишь на одном — основном объекте. «Точечное наведение» мыслей — вторая фаза, часто применяемая для обозначения такой неподвижности, или устойчивости внимания на одном объекте.
Эта неугомонность мыслей, которую мы испытываем при попытке концентрироваться, кажется ненормальной, когда делается усилие к концентрации, но на самом деле это не так. Обычно беспокойный ум влечёт за собой неугомонность тела и оно, следуя в какой-то мере за умом, доводит до минимума способность индивидуума осознать — насколько в действительности неугомонен его разум.
Эффекты концентрации
Если бы мы ехали в одном из поездов, идущих параллельно и в одном направлении и, возможно, один из них шёл со скоростью пятьдесят, а второй шестьдесят миль в час, то мы не смогли определить скорость второго поезда, пока не оказались бы в состоянии покоя. То же самое с медитацией и умом. Когда тело в состоянии покоя, мы осознаём истинную скорость наших мыслей, в то время как скорость эта уменьшается (только в сущности), если тело также находится в состоянии подвижности, как это и происходит в обычной рутине жизни.
В качестве прекраснейшего средства заставить повиноваться блуждающий ум йога предлагает звучное повторение резонирующего слога «ОМ» — звука, который, начинаясь в горле, заканчивается звуком «М» на губах, включает в речь все движения губ и горла, и поэтому имеющего особую значимость в смысле своей полноты.
Знак «ОМ», нарисованный зелёным цветом, высотой около десяти сантиметров, сам по себе представляет собой традиционный объект для медитации, и начинающему читателю не нужно принимать во внимание всю значительность звука либо слога, но в то же время его ценность в качестве объекта для медитации неопровержима и доказывалась годами.
Когда мысли начинают блуждать, говорите вслух, без паузы «ОМ, ОМ, ОМ» до тех пор, пока в голове не возникнет изображение объекта. Когда у тренирующегося уже немного получается, то можно говорить и мысленно — эффект также будет.
[ads-mob-2]