Содержание
Путь пробуждения начинается тем шагом, который Будда назвал осознавай себя. Правильное осознание и пробуждение имеет две части. Прежде всего оно обращается к нашему сердцу, с вопросом: что мы воистину ценим, о чём мы по-настоящему заботимся в этой жизни? Жизнь наша очень коротка. Наше детство проходит очень быстро, затем проходят и отрочество, и зрелый период жизни. Можно пребывать в самодовольном состоянии, позволив течению жизни исчерпаться, как во сне да можно и прозреть, осознав себя и мир.
Начало осознания себя
Начало пути правильного понимания состоит в том, что мы обозреваем свою жизнь видим её быстротечность и решаем для себя вопрос: что же в ней для нас имеет наибольшее значение? Точно так же мы можем окинуть взглядом окружающий нас мир и увидеть, что в нём бездна страданий, войны, нищета, болезни. Для сотен миллионов людей жизнь ужасна и невыносима — в Африке и Центральной Америке, в Индии и Юго-Восточной Азии.
Людские муки и невзгоды не могут быть смягчены сменой правительств или новой денежной политикой, хотя и эти вещи иногда помогают. Такие проблемы, как война и голод, в самой глубокой основе своей не поддаются решению только средствами экономики и политики. Их источником являются предрассудки и страхи, живущие в человеческом сердце, и потому решение их также лежит в сердце человека.
Когда мы увидим, что порядок вещей в мире и в нас самих не совсем правилен, начнём осознавать возможность ещё одного шага раскрытие души для проявления любящей доброты и осознания. Именно из нашего сердца исходит вдохновение, зовущее на путь духовного совершенствования. Для некоторых из нас это реализуется в форме открывшейся великой возможности жить в состоянии осознанности и пробуждения.
Перед другими эта практика откроет возможность достойно примириться с диктатом страданий в этой жизни. Третьих вдохновит путь постижения истины методом постановки вопросов и открытий в поиске ответов на них.
Осознание вселенского закона
Правильное понимание приведёт нас также к признанию и постижению закона кармы. Карма отнюдь не мистическая идея типа таких эзотерических вещей, как, например, тибетские перевоплощения. Термин «карма» имеет отношение к закону причин и следствий. Если мы ко многим людям питаем чувство гнева, то неизбежно окажемся в ситуации ненависти: ведь люди, в свою очередь, тоже станут злобствовать на нас. Если же мы будем культивировать любовь, то, отразившись от других, та же любовь к нам и вернётся. Это очень простой и очевидный пример того, как названный закон действует в нашей жизни.
Мы можем сознательно направить свою практику на то, чтобы стать более любящими, более чутко и полно осознающими данность текущего момента, весь мир, а также более удачливыми в любом деле.
Мы можем практиковать Випассану и любой элемент духовного пути не только в периоды специальных практик, но даже за баранкой автомобиля или, скажем, в очереди перед кассой на выходе из супермаркета. В суфийском фольклоре есть рассказ о знаменитом персонаже, мулле Насреддине, который как бы одновременно был и чудаком, и мудрецом. Находясь однажды в своём саду, он с великой серьёзностью предавался тому, что разбрасывал хлебные крошки вокруг цветущих своих гряд. Мимо проходил сосед и спросил его: «О мулла, зачем ты делаешь это?» Насретдин ответил: «Ну, как ты не понимаешь? Я это делаю, чтобы удерживать на расстоянии тигров» «Какие тигры?! Их тут, вообще, нет на тысячу миль вокруг!»,— «Вот видишь, — невозмутимо ответил Насретдин — Помогает».
Потенциал пробуждения осознанности
Вероятно, мы все можем, так или иначе, ощутить в себе глубоко сокрытый потенциал пробуждения, однако, мы должны понимать, что драгоценный цветок пробуждения сам по себе никогда не расцветёт. Существуют законы, которым мы должны следовать, чтобы реализовать этот потенциал: От того, как мы поступаем, как относимся к себе, своему телу, окружающим нас людям, своей работе, зависит главное, ибо всё это творит характер мира, в котором мы живём, творит нашу свободу или наши страдания.
Успех в культивировании осознанности, есть высшее благо, пронизывающее своим просветляющим действием все стороны нашей жизни. «Если даже такие малости мира, как сандаловая древесина, источают благовоние, то благородный аромат целомудрия и хорошо тренированного ума достигает богов».
«Распутать запутанность» — именно с этой целью мы приступаем к практике медитации. Чтобы распутать самих себя, стать свободными, необходимо пройти школу тренировки внимания. Мы должны ясно увидеть, каким образом мы попадаем в сети страхов, привязанностей, антипатии, то есть — в сети страдания. Для этого мы должны устремить внимание на свой повседневный опыт и научиться слушать своё тело, своё сердце, свой ум. Мудрость достигается не построением идеалов, а приобретением способности ясно видеть вещи как они есть, наблюдать их в их собственном царстве.
Развитие осознания
- Ведение записей. Предлагаем способ усиления каждодневной практики и более чёткого наблюдения за её циклами. В течение одного или двух месяцев держите при себе в том месте, где вы проводите медитацию, маленькую записную книжку. Каждый день отмечайте продолжительность своего сидения.
Затем в одной фразе определите общие черты состоявшейся медитации, как-то «сонливость» или «беспокойство и тревожность» или же «спокойствие и лёгкость», «переполненность планами», «сразу и без труда сосредоточился на дыхании» решительно всё что вы заметите. Затем ещё в одной или двух фразах дайте общее описание этого дня, например «чувство счастья», или «расслабление и переживание просторности», или «переработал и весь напряжён», или «подавленность и тревожность» и т. п. В конце месяца (или двух) просмотрите свои записи и убедитесь в наличии циклов в каждодневной практике и в их корреляции с вашим общим состоянием в соответствующие дни. Особенно обратите внимание на те факторы или аспекты, которые вас сковывают, и те, кто способствуют состоянию осознанности и реакции приятия.
- Зацепки для внимания. Развитие привычки быть в состоянии пробуждения. Это упражнение продолжается один месяц. В начале каждой недели надо выбрать какое-нибудь простое, часто повторяющееся действие, которое, производится бессознательно, «на автопилоте». Примите решение сделать это конкретное действие моментом напоминания пунктом, пробуждающим или мобилизующим ум.
Вы можете, например, выбрать процедуру заварки чая, бритьё, принятие ванны или даже такой простой и краткий акт, как усаживание за руль своей машины. Запомните своё намерение каждый раз повременив пару секунд перед началом, выбранного вами в качестве триггера, действия. После этой паузы действуйте, проявляя полное и как бы мягко обнимающее внимание, точно вы находитесь в середине медитации.
По прошествии недели, выбирая для тренировки уже другой акт, не порывайте с предыдущим пусть он навсегда останется в вашей жизни стимулирующим осознанность толчком. Скажем, ваш выбор пал на открывание дверей, и вот каждый день в течение целой недели вы можете касаться дверной ручки, входить в помещение или выходить из него, представляя себе, что сам Будда проходит рядом с вами через все двери. Или вы, к примеру, выбрали манипуляции с заваркой чая или кофе, делайте это так, будто вашими руками совершается живописное таинство японской чайной церемонии.
Вот неделя прошла, но, выбирая новое действие, не вытесняйте им предыдущее, а добавляйте его к нему, и так к концу месяца жизнь ваша обогатится четырьмя островками, на которых никогда не заходит солнце.
При желании упражнение можно продолжить ещё на месяц или на два, делая благодарными доминионами своего солнечного внимания всё новые лоскутки жизни и соединяя их в сплошной ковёр.
- Добровольное упрощение жизни. Проделайте это упражнение после одного или нескольких дней медитации или после одного или нескольких дней, проведённых вдали от цивилизации на лоне природы. Итак просто сядьте и предоставьте себе возможность войти в совершенно спокойное состояние. Затем самым обычным образом окиньте взглядом свою настоящую жизнь.
Приведите себе на память один за другим главные аспекты её распорядок дня, финансы и работу, отношения с людьми и семейные отношения, свой дом, занятия на досуге, предметы собственности, жизненные устремления и свою духовную жизнь. И, рассматривая каждый из этих аспектов, ставьте перед собой вопрос что получится, если я радикально упрощу этот аспект своей жизни?
Продолжайте спокойно сидеть и размышлять, и пусть образы или ответы приходят неспешной чередой по поводу каждого аспекта. Затем, поразмышляв таким образом, снова приведите себе на ум каждый из этих аспектов и задайте себе другой вопрос если такое упрощение произошло, то стал ли я счастливым?
[ads-mob-2]