Содержание
То, что мы имеем в виду, говоря или думая «польза медитации», в реальности прямого опыта она представляет собой массу быстроменяющихся ощущений, чуждых какой-либо материальной плотности и постоянства.
Значение медитации
Наша медитация начинает исследовать неизвестное, открывая скрытую ранее пользу духовных практик. Мы отходим от уровня понятий и приближаемся к уровню прямого опыта, идёт ли речь о телесных ощущениях или зрительных впечатлениях, о звуках, запахах или вкусе.
Когда мы соединяемся с тем, что мы переживаем в каждый данный момент, то начинаем открывать пользу некоторых вещей, которые прежде были скрыты от нас или не поддавались объяснению.
Моё «колено» болит сегодня оно, вероятно, будет болеть и при следующей медитации. И дело не только в том, что мы через понятие боли неправомерно собираем в некий сгусток наше представление о «боли», как будто имеем дело с чем-то постоянным, дело также в том, что рождающийся при этом смысл статичности коварно облегчает нам идентификацию с этой «болью»: я тот, кто имеет эту боль. И вот теперь получается, что не только существует некое «колено», которое болит, но что «колено-то Моё!», и этом содержится определённая польза.
Изменчивость окружения
Прежде всего, мы наблюдаем, что многое находится в стадии изменения, что всё, о чём ранее мы думали как о сплошном и постоянном, находится в состоянии потока, приносящего пользу. Прочитав это, многие подумают: «Я и так знаю, что все течёт, все меняется. Никакой пользы для меня в этом нет». Медитация есть средство для раскрытия себя усмотрению этой истины, когда мы опускаемся на все более глубокие уровни феномена этой изменчивости. Каждое ощущение, каждая мысль, каждое чувство, каждый звук.
Не доводилось ли вам входить в ручей и пытаться захватить в пригоршни воздушный пузырь, вырвав его из воды? Едва ли! Ибо вы хорошо знаете, что это всего лишь пузырь возникнет и лопнет. И всё подобно этому. И это можно непосредственно увидеть, испытать на очень интимном уровне.
По мере удостоверения во временности вещей мы начинаем также понимать факт фундаментальной ненадёжности, свойственной всем феноменам. Вещи ненадёжны или неудовлетворительны в том смысле, что нечто, постоянно изменяющееся, неспособно дать нам продолжительного чувства завершённости или полноценности.
Когда мы увидим этот закон действующим глубоко внутри нас, то это наблюдение также начнёт проявляться в развитии.
Усмотрение этой истины ведёт к очень тонкой и радикальной трансформации нашего традиционного способа понимания, и процесс этой трансформации развивается в глубокую мудрость по мере нашего отхода от понятийного уровня мышления и усвоения уровня прямого опыта. Проникаясь на органически внятном уровне пониманием иллюзорности, пустоты представления, которое мы создали, и мы вступаем на путь овладения способностью, через пользу медитации, внести в свою жизнь большую свободу.
Польза и вред медитации
Как все это сделать? Как раскрыть то, что закрыто, сбалансировать то, что чревато реакциями, и исследовать то, что глубоко сокрыто? Чем полезна медитация?
Допустим, мы сидим и пытаемся нацелить ум на акты дыхания либо на вдох и выдох через нос «в себя из себя», либо на подъем и опускание живота «вверх-вниз». Если достаточны усилие и энергия, и если цель, правильна, то мы устанавливаем связь с ощущениями «в себя из себя» или «вверх-вниз», мы предельно наполняем ум осознанием испытываемых специфических ощущений и наблюдением за их поведением и именно на этой основе растёт концентрация и набирает глубину понимание полезности медитации.
Состояние полного сосредоточения вовсе не означает замкнутости и суровости, хотя многие порой смешивают эти два состояния в начале своей практики.
Сравнение, которое могло бы подсказать должное качество правильной цели и правильного усилия, это японская чайная церемония. Каждое движение строится и осуществляется предельно тщательно и точно. В складывании салфетки, в наливании чая содержится множество отдельных, очень чётких движений, и каждое производится с одинаковой тщательностью и вниманием. И все они стройно организованы, и каждое изысканно, легко и грациозно.
Смогли ли бы мы построить свой день, или хотя бы часть его, по примеру японской чайной церемонии, так, чтобы каждое движение подступ, наклон, поворот было достойно непрерывной церемонии и реализовывало полезность медитации? Когда мы практикуем подобным образом, пусть даже только отрабатывая внешнюю сторону практики, очень вдохновляющим обстоятельством становятся отмечаемые нами всё новые свидетельства того, как мощно и быстро углубляются и растут осознанность и понимание.
Духовный рост каждого из нас представляет собой длинное путешествие, и интеграцию в повседневную жизнь нашего полезного опыта, приобретённого в практике, есть один из наиболее важных, необходимых и ощутимых по результатам аспектов этого путешествия.
Польза практики
Медитации помогают нам в этом движении вперёд. Мы можем получать руководящие указания в общении с учителем. И всё же, в конце концов, нам предстоит открыть собственную тропу и открывать её от момента к моменту. Мы должны стать гидами самим себе, и собственными учителями.
Благодаря своему искреннему, чистосердечному поиску истины и заполняющему вниманию мы найдём дхарму именно здесь, внутри себя.
Один западный буддийский монах, прежде чем вернуться к себе в Америку, имел беседу со старым английским монахом, часто курсировавшим между Европой и Азией, где находился его монастырь. Первый обратился ко второму с вопросом о путях интеграции практики в западный контекст жизни и попросил в связи с этим совета.
Старик ему ответил «Когда вы подходите к автобусной остановке и видите, что ваш автобус вот-вот отойдёт, не надо впадать в панику. Будет следующий.» Требуется неотступное, из момента в момент, терпение, чтобы органически вплести духовную практику в практику жизни, и таким образом, радикально трансформировать последнюю, реализовав полезность. Необходимо постоянное терпение для культивирования и обогащения своего сердца и ума, чтобы расцвела и давала плоды наша подлинная природа, пробудить сразу, точно распахнув окно в залитый солнцем сад, и коль скоро они будут разбужены, они станут проявляться спонтанно, в наших словах и делах, а прикоснувшись к сердцам других, пробудят в них тот же дух. Их коммуникативная и трансформирующая сила потому столь необорима, что они суть глубочайшая истина нашего существа.
[ads-mob-2]