Содержание
Как мы видим, в духовных учениях часто говорится о культивировании таких прекрасных качеств ума, как осознанность, невозмутимость, доброта, вера и т. д., которые медитирующий совершенствует в процессе продвижения вперёд на пути практики, условно их можно назвать — правила медитации.
Правила развития
Можно описать саму ткань этого пути, как развитие и созревание названных качеств. Этот путь не существует в отрыве от их развития, он есть сама суть наших усилий. Но, хотя излагаемый систематический взгляд полезен для понимания процесса, в котором мы участвуем, однако, он может и запутать нас, толкая на фантазии по поводу ожидаемого.
Всё это может привести к некоторому замешательству и даже к настоящей пытке вместо спокойного исследования и плодотворной убеждённости. Вместо одаривания практикующего мощным источником вдохновения и энергии, что и является целью этой системы, она, будучи извращена нашим, ориентированным на достижение, мышлением, может, привести к ненужной внутренней борьбе, сомнению и разочарованию в этих правилах.
Медитация развития
На что же можем мы с уверенностью положиться как на истинное руководство в своей практике медитации? Только на свой непосредственный опыт. Самый глубокий фундамент нашей жизни представлен шестью типами опыта:
- зрительным,
- слуховым,
- вкусовым,
- обонятельным,
- физическими ощущениями,
- ментальными событиями
С этой точки зрения, жизнь наша весьма проста. Весь наш сложный мир исчерпывается только этими изменяющимися объектами зрительными (формы, краски, образы), слуховыми (звуки), вкусовыми (гастрономические впечатления), обонятельными (запахи), сенсорными (осязание, телесные ощущения) и ментальными (мысли и чувства).
В этом процессе мы приходим ко всё более ясному пониманию того, что буддизм определяет как три основные характеристики всех сотворённых феноменов. Это страдание, переходность (эфемерность) и безличностность. Наша практика есть постоянно углубляющееся личное и интимное постижение этих трёх характеристик, являющих нам собою мощную и долговечную систему.
Постоянная реализация правил для начинающих
Сильным фактором поддержки для нашей повседневной практики является также решительное следование пяти основным тренировочным предписаниям, или заповедям, которые своим императивом помогают выработать жизненный стиль сознательного поведения. Следование этим предписаниям в очень большой степени способствует внесению в нашу жизнь мощного фактора осознанности.
Очень полезно обращаться к этим правилам регулярно либо произнося их слова вместе с учителем, либо читая их вслух по книге.
Традиционно поступают так практикующий выбирает (или берёт очередной по порядку) один из этих пяти принципов поведения и говорит себе «Я беру на себя обязательство отработать тренирующее предписание такое-то» скажем, отказ от любого убийства. И так далее для каждого принципа.
Мы принимаем решение следовать им в уме и в практике жизни как правилам для начинающих. Если через какое-то время мы обнаружим, что нарушили одно из них, мы возвращаемся к ним снова.
Каждое правило прямой призыв избегать причинения вреда самим себе и другим существам. И каждое напоминает нам о той или иной сфере жизни, в которой мы можем развить чуткость и сострадание. Содержательная сила правил очень велика. Даже если бы соблюдалось только одно первое предписание отказаться от всяческого убийства и если его соблюдение распространилось достаточно широко в мире, оно изменило бы облик планеты.
Тщательно работайте с каждым из пяти правил не убивать, не красть, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, не использовать речь дурно (не лгать, не сплетничать). Глубокое усвоение этих предписаний основа правильной духовной практики.
Если мы причиняем вред другим, если ведём себя нечестно или безответственно, то мы запутываемся, увязаем, и дальнейшее продвижение в практике делается невозможным. Но будучи на высоте задачи, мы искренне прибегаем к этим предписаниям как к средству и направлению тренировки, и они помогают нам пробудиться и преобразовать наши отношения с другими в более открытые и гармоничные.
При возникновении опасности невзначай нарушить их они подобно сигнальным огням дают нам об этом знать, требуя внимательного взгляда на ментальное состояние, стоящее за действиями, в которые мы вовлечены. И если мы в этом случае откликнемся и пристально присмотримся, то в большинстве случаев обнаружим, на какой крючок мы попались и как можно «отпустить» и освободиться.
Постоянно обращайтесь к этим предписаниям. Это несравненные инструменты для изменения самих себя и мира вокруг нас.
Обмен опытом
Часто перед людьми встаёт вопрос о том, как наилучшим образом поделиться своим вдохновением и практикой с другими. Это, конечно, замечательная вещь говорить с другими о медитации, однако, следует быть чуткими в отношении обстоятельств, ибо речь должна быть всегда уместной.
Нет надобности впадать в прозелитизм или читать проповеди, даже, вообще, упоминать о медитации. Надо просто быть открытыми для каждой ситуации. Если вы всё таки завели речь о практике, то пусть она будет адресована лишь тем, кто действительно желает знать.
Помните, что мы общаемся не только при помощи слов, но и средствами любого проявления своего существа. Люди узнают больше из того, что мы есть, чем из того, что мы говорим.
Как-то ученики обратились к одному знаменитому тибетскому учителю за советом относительно воспитания своих детей по законам духовной жизни. Этот Лама напомнил им, что их дети имеют собственную карму и родители не должны насильно вылепливать их характеры и судьбы. Он сказал родителям, что если они будут на высоте в собственной практике, их дети воспримут доброту и ясность, беря с них пример.
Мы можем часто говорить им «Вы должны любить всех», однако, если мы обращаемся с людьми, обслуживающими бензоколонку или работающими за прилавком супермаркета, как с деталями агрегата, то эта немая информация противоположного свойства, как молния, передастся ребёнку и перечеркнёт в один миг все наши пышные фразы.
Именно через практику все наши намерения и вдохновенные порывы, наши слова и деяния сходятся вместе, становясь большой силой. Мы можем развить в себе постоянное состояние любящей доброты и осознанности так, что они станут самой тканью нашей жизни. И тогда и плач ребёнка, и боль в колене при сидении в медитации, и опрокидывающая все наши сегодняшние планы долгая задержка из-за пробки в уличном движении, и даже смерть близкого человека всё становится для нас частью дхармы.
Когда Калу Ринпоче, замечательный старый учитель из Тибета, был в Соединённых Штатах, он посетил Бостонский Аквариум. Двигаясь между прозрачными сосудами с разноцветными рыбами, он с восхищением останавливался у каждого из них. И затем, как бы прощаясь с очередным аквариумом, он мягко прикасался рукою к стеклу и произносил мантру «Ом Мани Падме Хум». На вопрос, зачем он это делает, он ответил «Я прикасаюсь к стеклу, чтобы привлечь внимание тех существ внутри, и затем я каждое из них благословляю, желая им тоже получить освобождение». Не правда ли, прекрасный способ приветствовать каждое существо, с которым пересекаются наши пути?
[ads-mob-2]