Содержание
Слово «джхана» дословно переводящаяся как расширение сознания, палийская форма санскритского слова «дхьяна», оно перешло в Китай в форме слова «чани» и оттуда в Японию как «дзэн», поэтому не удивительно обнаружить эти упражнения, используемые сходным (хотя и не всегда тем же) способом в северном и южном Буддизме.
Значение слова «джхана»
Английский язык не имеет эквивалента для слова «Джхана». Обычно используют слова «восторг» и «экстаз», но оба эти слова вызывают в западном уме скорее эмоциональный, чем подлинно духовный опыт, а используемое Рис Дэвиде слово «задумчивость» мало подходит к состоянию, которое очень динамично и поэтому не укладывается в такое негативное и вялое определение. Лучше не использовать никакого эквивалента, а рассматривать джханы как прогрессивное расширение сознания, при котором путь самого мышления, так же как наши ложные представления о жизни и материи рассеиваются в лучах просветления.
Эти различные уровни сознания описаны на многих языках и во многих формах. Даже их число различается, однако, из Палийского Канона можно извлечь определённую серию, состоящую из восьми Джхан, четырёх низших и четырёх высших, которые коррелируют с эквивалентными упражнениями в Махаяна Буддизме.
Пути расширения сознания
Первую джхану описывают как состояние ума, из которого на некоторое время изгнаны все желания наслаждений и удовольствий, всякая жажда к чему-либо неполезному, чему-либо, привязывающему к чувственным объектам. Однако в этом состоянии сохраняется способность воспринимать предмет размышления, задерживаться на нём, обдумывать его и подробно рассматривать, обычные интеллектуальные процессы остаются деятельными, причём они сопровождаются чувством наслаждения из-за временного избавления от рабской привязанности к объектам чувственного наслаждения.
Во второй джхане ум постепенно разрастается ещё больше, мир и его дела отдаляются и принимают оттенок странной нереальности. Иногда может возникнуть даже ощущение будто тело, стремится парить в пространстве, окружённое звёздными безднами вверху и внизу, вдали от обычных людских мест. Ум все ещё сохраняет самосознание, его уверенность в самом себе укрепляется и он продвигается вперёд более уверенно.
Концентрация сознания является более интенсивной и её сопровождает большая радость и умиротворение. Кажется, будто ум достигает тишины, горной заводи, не тревожимой конфликтующими ветрами желаний. Ощущение безличного блаженства усиливается.
В третьей джхане, последний остаток наслаждения чувственными удовольствиями даже самого утончённого, возвышенного сорта, трансцендируется, и человек испытывает спокойное удовлетворение и счастье, не разрушаемое ни малейшим волнением из-за предвосхищения последующего счастья.
Это последнее, технически именуемое «пити», полностью исчезает и воцаряется чистое, невозмутимое, совершенно сознательное блаженство, блаженство освобождения от всего того беспокойства, которое люди ошибочно называют наслаждением. Здесь чувство «Я» как субъекта этого опыта, ещё больше уменьшается и медитирующий более не ощущает, что «это я ощущаю этот экстаз, это я становлюсь свободным».
В четвёртой и последней из низших или рупа джхан сознание противоположностей решительно трансцендирует, вообще, не остаётся никакого ощущения блага и скорби. Сутты описывают её как «предельную чистоту ума» никакие слова не могут адекватно описать состояние, когда доктрины усвоены в совершенстве и произвели неизмеримую силу мудрости, покоящуюся во внутреннем равновесии.
Способы совершенствования
Высшие способы работы с сознанием
Линия раздела между рупа (низшими) и арупа (высшими) джханами такая же нечёткая, как между высшей и низшей медитацией, но арупа (бесформенная) джхана имеет целью поступательное расширение осознанности, которое делается возможным благодаря процессу очищения в ходе первых четырёх джхан. Поскольку высшие джханы суть свойство ума, которое необходимо испытать, чтобы понять их, то было бы бесполезно пытаться описывать их здесь детально, однако, следующие замечания могут послужить указанием на их суть.
Первая из арупа джхан состоит в отсутствии всякого осознания формы, всех разграничений, так сказать, которые возникают в уме в результате сравнения различных форм и внешних проявлений. Медленно растворяя сложные формы «десяти тысяч вещей», медитирующий достигнет состояния «неограниченного состояния пространства», от которого эта джхана получила своё широко известное наименование. Этот процесс включает в себя разрыв всех связей между чувствами и чувственно воспринимаемыми вещами это состояние, в котором окружающий мир полностью прекращает существовать, а вместе с ними всякое осознание пар противоположностей. Ученику может оказаться полезным попытаться выполнить это упражнение хотя бы на начальной его стадии.
Во второй арупа джхана осознание безграничного пространства уступает место неограниченному постижению всякого знания. Господствует ощущение неограниченной возможности познать все, что вы пожелаете узнать, чувство расширенного понимания, при котором вам нужно лишь сфокусировать сознание в каком-либо направлении, чтобы до конца понять его.
Третьим идёт положение небытия буквально невещьности (ничтожности). Из сознания уходят все концепции, даже концепции безграничного пространства и беспредельного знания, и оно входит в сферу, где ничего, вообще, не существует, даже восприятие ничтожности. Разумеется, это полное устранение всякого самосознания находится за пределами любого описания, так как здесь познающий и познаваемое сливаются воедино.
Ещё меньше годятся слова для описания четвёртой и последней из бесформенных джхан, так как здесь самые тонкие пары противоположностей трансцендируют, даже противоположность между всем и ничтожностью, Всеохватностью и пустотой. Здесь нет ни восприятия, ни не восприятия, всякая кармическая деятельность прекращается и достигается Самадхи, являющееся финальной стадией развития ума.
Оставшиеся шаги многим из нас предстоит пройти, в будущих жизнях. Однако ещё раз воспользуйтесь аналогией со спиралью, так как она иллюстрирует способ, посредством которого скромнейший ученик может смутно постичь и даже практиковать эти высшие состояния, хотя для их окончательного понимания ему придётся ждать более совершенного развития.
[ads-mob-2]
Как узнать, что перешел на следующий уровень сознания? Нужны какие-то признаки для определения состояния в конкретной джхане